Меню сайта
РУБРИКА|АЙДАР
НОВОСТИ|ЖАҢАЛЫҚТАР [1889]
KAZALINSK-story [37]
Истории, рассказы, статьи о крае и городе
НАШИ ЛЮДИ|БІЗДІҢ АЗАМАТ [38]
О выходцах Казалинского района|Қазалы ауданынан шыққан жандар туралы
ЗАСТЫВШАЯ ИСТОРИЯ [6]
Памятники архитектуры, истории края
ВСПОМНИТЬ ВСЕ|ӨШКЕНДІ ЖАҢҒЫРТУ [20]
Эксклюзивная акция "Вспомнить все", посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ|ӨЗЕКТІ ИНТЕРВЬЮ [6]
Актуальные интервью с знаменитыми и интересными людьми Казалинска|Қазалының қызықты және әйгілі адамдардарымен сұбхат
БИБЛИОТЕКА|КІТАПХАНА [7]
Проза и поэзия казалинцев|Қазалықтардың поэзиясы және прозасы
НАРОДНАЯ ТРИБУНА|ХАЛЫҚ ДАУЫСЫ [6]
Письма читателей | Оқырмандардың хаттары
ФОТОРЕПОРТАЖ [12]
KAZALINSK 150 [3]
Специальный проект, посвященный 150-летию Казалинска Қазалының 150-жылдығына арналған жоба
ИНТЕРЕСНОЕ
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Праздники Казахстана
КУРСЫ ВАЛЮТ
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
АУА РАЙЫ|ПОГОДА
АУА РАЙЫ| ПОГОДА
АФИША
Сегодня на экранах
ФОТОАЛЬБОМ
СТАТИСТИКА
СТАТИСТИКА
ПУБЛИКАЦИИ
Главная » Статьи » KAZALINSK-story

Наш паровоз, вперед лети?..

Сергей Сергеич, это вы ли!

Нет! Я перед родней, где встретится, ползком;

Сыщу ее на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

 

«Горе от ума». А.С. Грибоедов.

 

О мудрости железнодорожного руководства пою я песнь…

 

В чем преимущество репортера перед бухгалтером? В том, что, находясь постоянно в разъездах, ты можешь увидеть такое, что рыцарю гроссбуха и не снилось. Например, бескрайние маковые поля, цветущие в апреле, и тянущиеся едва ли не от Алматы и до Шымкента. И это видится на фоне заходящего солнца настолько завораживающей и вместе с тем тревожной кроваво-ржавой картиной, доложу я вам, что, если бы не зеленые придорожные деревца и кусты, то поневоле могло бы показаться, что за окнами вагона проплывает чужая планета, которую подсунули, пока вы безмятежно спали на своей верхней полке.

 

Или другое наблюдение. И это тоже надо прочувствовать и увидеть. На станции Казалы раздается из репродуктора голос, вещающий без акцента на русском языке:

 

– Граждане пассажиры и встречающие. На первый путь прибывает поезд, следующий по маршруту Москва – Алматы. Пассажиров просим соблюдать осторожность.

 

И все бы ничего, если бы не знать, что население Казалы на 99,9% состоит из этнических казахов, в быту, на работе и дома пользующихся родным языком. Интересно, для кого же тогда вещает диспетчер, если там даже остающиеся 0,1 % русских прекрасно, без всякого переводчика и словаря владеют казахским? Не это ли и есть потрясающая казахская толерантность, доведенная в данном случае до степени абсолюта? Не сужу, лишь констатирую факт и выражаю изумление.

 

Но пока мы едем в поезде. Проезжаем станцию Шу, пьем чай с проводниками. Они рассказывают о своей службе.

 

– Сегодня, – жалуются мои новые знакомые:…нас разве гаишник не контролирует. А так все остальные проверяющие структуры пасутся на железной дороге. Здесь тебе и ревизоры, и иммиграционная полиция, и девятый отдел, кого только нет начиная от пожарных и кончая санэпидемслужбой. Все хотят урвать свой кусок. Приезжают проверяющие инструктора из Астаны – им тоже дай.

 

И получается довольно абсурдная вещь. Вроде как все они нас призывают на словах к порядку, но, поскольку их много и кормить их всех надо, мы поневоле вынуждены идти на нарушение законности, набирая в каждый свой выезд зайцев. И так по бесконечному кругу.

 

Попутно узнаешь еще много любопытного за пиалой чая. Так выясняется, что сегодняшняя нехватка высококвалифицированных специалистов привела к тому, что пассажирские поезда водят молодые, неопытные машинисты, которых в прежние времена могли бы допустить разве что к вождению товарных составов. Оттого и не приходится удивляться, когда ваш поезд в дороге трясет. Сказывается отсутствие опыта вождения у машиниста. Сколько было случаев, когда люди падали с верхних полок и получали увечья в результате резкого торможения поезда. Так насмерть разбилось два проводника. И теперь мудрое железнодорожное начальство в Астане выпускает инструкцию, запрещающую проводникам во время движения поезда спать на верхних полках. Что же это, спрашивается, если не узаконенный маразм? И почему тогда пассажирам спать на вторых ярусах не возбраняется?

 

Да потому, что проводники отдыхающей смены как спали, так и будут спать наверху. А этой самой бумажкой-распоряжением руководство железной дороги поспешило себя огородить от претензий со стороны семей погибших и получивших увечья на работе железнодорожников. Ведь отныне, забыв стыд и совесть, можно сказать: а мы им запрещали спать на верхних полках. Так что компенсационных денег на похороны и по инвалидности не просите.

 

Хотя честнее и лучше было, конечно, наладить работу самой железной дороги. В том числе и обучить машинистов.

 

Еще один занимательный факт. Только за один прошлый год проводники железнодорожного маршрута Алматы – Актюбе шесть раз меняли своих хозяев, каждый раз выступая под новой юридической вывеской. То это было ТОО «Доп», то еще что-то, всех названий и не упомнишь. Бесконечно проводятся тендеры, кто-то кому-то дает на лапу, кто-то кого-то перепродает, а в результате, говорят мои собеседники:

 

– Мы начинаем стыдиться своей профессии, чувствуя себя в роли продажных дешевых проституток с улицы Саина, меняющих часто своих клиентов. Хотя и в этом, может быть, заключается какой-то свой высший смысл, нам непонятный? Как говорится, мудрость астанинского начальства умом простого смертного не объять. Она непостижима.

 

Казалы. Там, где раньше была столица империи…

 

Смотрю на вросшие в солончаковую землю приземистые казалинские одноэтажные дома и разбитый асфальт и вижу…мощные крепости, изумительные дворцы, караван-сараи, бани. Вот игра воображения рисует идущие своими тропами караваны верблюдов. Шумит восточный базар. Пастухи гонят многочисленные отары овец. Передо мной столица могущественного государства огузов – великолепный город Жанкент, родина знаменитого поэта Коркыта и ученого Аль-Фараби. С VI и по XII века просуществовал этот средневековый город, пока не был разрушен полчищами завоевателей.

 

Теперь здесь все по-другому. Буднично и провинциально. И это может быть как раз тот случай, когда моим современникам за неимением другого остается только гордиться величием и славой своих далеких предков.

Я же в этих исторических краях в служебной командировке. Хочу увидеть собственными глазами, как из местного депо выходят отремонтированные руками казахстанских мастеровых старые советские тепловозы с новой, вложенной в них американской начинкой внутри. И что из этого гибрида получается.

 

А пока я знакомлюсь с райцентром Казалы, пью шубат, беседую с людьми и узнаю от них интересные вещи…

 

Затерянные во времени…

 

Если кто-то наивно полагает, что машину времени изобрести невозможно – тот глубоко ошибается. Есть, есть такая машина. Уже существует. И изобрел ее не какой-нибудь безвестный физик-лирик, а как это и полагается у нас в Казахстане в таких особо торжественных случаях, САМ премьер-министр республики. Правда, уже бывший. Постановлением правительства за номером 231 от 15 марта 2005 года отменивший сушествовавшее до этого на протяжении многих тысяч лет на территории Кызылординской области местное время.

 

И теперь жители этих «благословенных» краев спать ложатся и встают по новому, так называемому в народе «декретному» времени. На час раньше. Ну чем не сюжет для фильма Бората?

 

Но зато отныне все абсолютно единообразно. Как это и представляется, должно быть, в самых радужных мечтаниях наших бюрократов. С этого исторического момента и в отдаленной Кызылорде часы совпадают минута в минуту с временем двух столиц: Астаны и Алматы.

 

А то, что при этом как бы отменяются географические пояса – что тут поделаешь! И то, что жители Кызылорды и прилегающих к ней местностей, в особенности дети, не высыпаются, вынужденные среди ночи вставать на работу и в школу – что с того. Ведь никто же открыто не протестует? Ну строчат себе жалобы, да и пусть пишут… Увеличилось количество больных сердечно-сосудистыми и нервными заболеваниями, кызылординцы все чаще прибегают к суициду?! И с этим тоже можно смириться. Во имя великого чиновничьего эксперимента!

 

Закон Мерфи

 

Дела никогда не бывают настолько плохи, что бы не стать еще хуже.

 

А на территорию локомотивного депо меня так и не запустили. Хотя поначалу все шло нормально. На вахте я предъявил журналистское удостоверение начальнику охраны, назвав свое имя и фамилию, а заодно и газету, которую представляю. Тот обещал созвониться с начальством в Астане, чтобы выписать мне временный пропуск на территорию. И вдруг с охранником происходит разительная метаморфоза. Он мне сообщает:

 

– Звонили из Астаны, сказали вас на территорию предприятия ни под каким видом не запускать.

 

И дверь проходной тут же захлопывается наглухо перед самым моим носом. То есть как это, не запускать?!

 

– Ребята, – напрасно теперь пытаюсь докричаться я, – в статье 25 Закона «О СМИ» Республики Казахстан ясно сказано – воспрепятствование деятельности журналиста влечет установленную ответственность законодательством РК. Так что лучше дверь откройте по-хорошему. Вам же хуже будет… А в ответ – тишина.

 

Позже в разговоре с Талгатом Амекбаевым, руководителем ТОО «Казалык-Келешек» (бывшим предприятием – вагоноремонтный завод), я задам ему этот вопрос:

 

– Как вы считаете, это нормально, когда журналистов не пускают на предприятие?

 

На что он отвечает:

 

– Да нет, конечно.

 

Следующий вопрос я задаю мастеру по техобучению этого же предприятия Еркосаю Кабулову: – Правда ли то, что на предприятиях железной дороги люди постоянно перерабатывают по двенадцать часов вместо положенных восьми?

 

– Да, есть такое, – отвечает он, …если мы не укладываемся в нормативы, скажем, запчасти подвезли не вовремя, то рабочие и специалисты свою работу будут вынуждены доделывать в свободное время.

И вот здесь у меня возникает само собою еще один вопрос, ответ на который Еркосай Кабулов дать не решается:

 

– Однако не означает ли это, что подобная практика может получить повсеместное распространение? Даже если это напрямую не связано с выработкой нормативов. Ведь начальству становится выгодно эксплуатировать рабочую силу бесплатно? И так у руководства может появиться левый приработок? Это же элементарно?

 

– Ондай суракка жауап беремаймын (Без комментариев).

 

Но вот теперь, после того как мне удается переговорить со многими специалистами железной дороги: вагонниками, путейцами, эксплуатационниками – до этого разрозненная информационная мозаика в моей голове начинает вдруг складываться само собой в ясную картину того, что имеет сегодня место в структурах Казахстан темiр жолы.

 

Так с 1992 года, с распадом СССР, под юрисдикцию Казахстана перешли все железнодорожные пути, находившиеся на его территории. Из трехмиллионного вагонного парка нам досталось порядка 90 тысяч вагонов. Причем 70% грузоперевозок сегодня по республике осуществляются именно железной дорогой и лишь 30% приходится на долю автомобильного и авиационного транспорта. То есть железная дорога – это в умелых руках курица, несущая круглый год золотые яйца.

 

Что же касается акционирования железнодорожных предприятий, то где-то в конце девяностых годов было принято решение отдать пассажирские перевозки в частные руки. Стали возникать разного рода акционерные общества, множащиеся как грибы после дождя. Дальше-больше. Отдельными акционерами стали путевые хозяйства, локомотивные и вагонные депо. В силу того, что это крайне выгодный для руководства железных дорог бизнес – проводимые тендеры.

 

И если раньше железная дорога являла собой единый механизм, единый сжатый кулак, то отныне было заявлено о новой проводимой политике, так называемой политике растопыренных пальцев. Причем на собраниях людям разьяснялось, что с этого времени руководство железной дороги будет рассматривать такие пальцы каждый по отдельности. И там, где они ослабли, их будут рубить.

 

Теперь мне понятно, почему на отдельных станциях закрывают по ночам вокзалы. (Практика, с которой автору этих строк пришлось столкнуться в одной из своих предыдущих поездок по железной дороге.) В силу их заведомой убыточности.

 

Заодно под корень рубится социальная сфера. И работники отдаленных железнодорожных разъездов оказываются уже не в состоянии получить тот необходимый миниум социальных услуг, что был им доступен в прежние годы.

 

Но вот парадокс. Оказывается, даже, если отрубить на руке все пальцы по самый локоть, денег дополнительных это не приносит. Доказательством чему служат три последних убыточных года работы железной дороги. Когда на месте отрубленных пальцев вырастают щупальца спрута.

 

Ведь что получилось? Социалку угробили, а взамен наплодили через все эти клонированные акционерные общества множество больших и малых начальников, которым, разумеется, тоже надо как-то кормиться. Причем ситуация здесь порой доходит до абсурда, когда работников собирают на планерку под открытым небом, потому как на всех этих новоявленных миру бастыков не припасено еще столько контор и офисов.

Нормой становится некомпетентность. Что сказывается напрямую на работе железной дороги, в частности, на аварийности подвижного состава. Так, по словам одного из моих собеседников, в 1959 году окончившего железнодорожный институт и отдавшего около полувека железной дороге:

 

– Сегодня считается допустимым назначать на высокую руководящую должность человека, не имевшего до этого никакого отношения к структурам Казахстан темір жолы. Причем подобные назначения становятся повсеместной обыденной практикой. В ходу блат, родство, кумовство. Поэтому, для того что бы стать сегодня железнодорожником, дипломы уже ни к чему. Отныне начальниками участков дорог, депо, станций и вокзалов трудятся все, кому не лень. Родственники, блатные, не получившие специального образования, сыновья судей, прокуроров, районных полицейских. Словом, все.

 

Тогда как молодые специалисты, закончившие железнодорожные институты, не могут найти себе работу по профессии.

 

Серик МАЛЕЕВ

Казахстанская общенациональная газета «Мегаполис»

№ 18 (333) от 14.05.2007


Другие статьи по теме:
1.
В прошлом году в Казалинске на 8 улицах проведены более 5 км электролинии и установлены 2 трансформатора – прямая линия с Президентом РК

2.
У казахской невесты тоже есть достоинство
3.
«Я думаю на казахском»
4.
На краю света
5.
Работать на совесть. Казалинский предприниматель доказывает, что при грамотном подходе любой бизнес можно сделать эффективным




Источник: http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=5492
Категория: KAZALINSK-story | Добавил: Neworld-kz (07.01.2010) E
Просмотров: 1104 | Теги: ОБЩЕСТВО И ЖИЗНЬ, ИСТОРИЯ И ЛЮДИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ВХОД|КІРУ
ПОИСК|ІЗДЕУ
ВИДЕО
ЧАТ
500
ФОРУМ
СОҢҒЫ КОММЕНТАРИЙ
жездем Жандаулет кокем отырго


Автор и владелец фото Николай Гребнев. Фото сделано в 2013 году 9 мая в городе Казалинске. На фото С...

РУБРИКИ
САЙТ ЖИВЕТ:
СПЕЦПРОЕКТЫ
 
 
Copyright KAZALINSK.kz © 2018-2011. При использовании материалов, гиперссылка на сайт обязательна.