Меню сайта
РУБРИКА|АЙДАР
НОВОСТИ|ЖАҢАЛЫҚТАР [1889]
KAZALINSK-story [37]
Истории, рассказы, статьи о крае и городе
НАШИ ЛЮДИ|БІЗДІҢ АЗАМАТ [38]
О выходцах Казалинского района|Қазалы ауданынан шыққан жандар туралы
ЗАСТЫВШАЯ ИСТОРИЯ [6]
Памятники архитектуры, истории края
ВСПОМНИТЬ ВСЕ|ӨШКЕНДІ ЖАҢҒЫРТУ [20]
Эксклюзивная акция "Вспомнить все", посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ|ӨЗЕКТІ ИНТЕРВЬЮ [6]
Актуальные интервью с знаменитыми и интересными людьми Казалинска|Қазалының қызықты және әйгілі адамдардарымен сұбхат
БИБЛИОТЕКА|КІТАПХАНА [7]
Проза и поэзия казалинцев|Қазалықтардың поэзиясы және прозасы
НАРОДНАЯ ТРИБУНА|ХАЛЫҚ ДАУЫСЫ [6]
Письма читателей | Оқырмандардың хаттары
ФОТОРЕПОРТАЖ [12]
KAZALINSK 150 [3]
Специальный проект, посвященный 150-летию Казалинска Қазалының 150-жылдығына арналған жоба
ИНТЕРЕСНОЕ
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Праздники Казахстана
КУРСЫ ВАЛЮТ
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
АУА РАЙЫ|ПОГОДА
АУА РАЙЫ| ПОГОДА
АФИША
Сегодня на экранах
ФОТОАЛЬБОМ
СТАТИСТИКА
СТАТИСТИКА
ПУБЛИКАЦИИ
Главная » Статьи » KAZALINSK-story

Школа сартовская, женская, мектеп…
Запомнилась мне фраза одной девушки-экскурсовода, показывавшей Кызылорду иногородним гостям: «Новую жизнь в Перовск (одно из прежних названий города. – Авт.) вдохнуло открытие железной дороги. Самые интересные исторические события края начиная с 1905 года так или иначе связаны с Оренбургско – Ташкентской веткой железнодорожного пути. Момент, когда через Перовск прошел первый состав, можно считать отправной точкой в развитии многих сфер бытия местного человека. Практически – всех».

Действительно, что не делается – все к лучшему. И если открытие железной дороги послужило катализатором развития края – великолепно. Но лично мне, коренной кызылординке, очень дороги те небольшие исторические события, которые случились как раз с момента взятия русскими войсками крепости Ак-Мечеть и до «железнодорожного периода». Это время активного взаимопроникновения культур двух народов друг в друга, это первый, удачный и не очень обмен опытом и ценностями духовными, прикладными. Именно на этот период приходится открытие первых школ низовий Сырдарьи. Увы, но ни в одном местном источнике я не увидела и упоминания о первых учебных заведениях края, разве что очень часто после открытия государственной программы «Культурное наследие» говорится о южных медресе в плане архитектуры. Зато об истории образования «окраин» тех лет много упоминаний в записках русских ученых, писателей, путешественников. В тех местах дневниковых и прочих записей конца девятнадцатого века, где идет речь о первых школах, городской жизни, интернациональности и колорите присырдарьинского населения упоминается чаще всего отнюдь не Ак-Мечеть или Перовск, а маленький городок Казалинск. Именно он потом стал местом состыковки при прокладке железной дороги в описываемых нами местах. В Казалинске была открыта и первая официальная школа. Но обо всем по порядку.

28 июля 1853 года русские войска штурмом (со второй попытки) взяли крепость Ак-Мечеть. В августе того же года «высочайшим повелением» в целях «увековечения памяти подвига» оренбургского и самарского генерал-губернатора, человека, лично командовавшего «взятием кокандской крепости» – Василия Алексеевича Перовского, крепость Ак-Мечеть была переименована в форт Перовский. В 1858 году на казенные средства в Перовске уже строились маленькие домики для «женатых нижних чинов». И жизнь среднеазиатского городка значительно изменилась. В 1867 году форт был переименован в уездный город Перовск Сырдарьинской области. С каждым годом увеличивалось его население, которое было многонациональным, налаживалось городское хозяйство, активизировалась торговля.

14 апреля 1860 года здесь открылась первая школа для детей приезжих чиновников. Инициатором ее создания был оренбургский епископ Антоний Радонежский. Учителем в первой перовской школе был священник Андрей Евграфович Малов, его еще часто упоминают в источниках как «ташкентского митрофорного протоиерея». А первая школа для детей с казахским языком обучения в Перовске торжественно открылась 6 декабря 1863 г. Позднее в городе действовали еще трехклассное училище, женское приходское двухклассное училище, мужское приходское училище с ежегодным выпуском, русско-туземная школа, железнодорожное училище при Ташкентской железной дороге, две киргизские, татарская, сартовская школы. Сартовская – значит узбекская.

Маленький Казалинск же был для имперского правительства в этих краях фортом № 1, через него лежал путь на Ак-Мечеть, ближе, чем Перовск, он был к Аральскому морю, ближе – к исконно русским землям. О том, как в краю, где многие люди в конце девятнадцатого века и в глаза не видели письменных принадлежностей, создавались первые учебные заведения, подробно пишет русский путешественник Петр Иванович Пашино. И здесь инициатива открытия первой школы принадлежит оренбургскому епископу Антонию Радонежскому. В конце 1858 года было предписано священнику форта №1 Александру Гавриловичу Победоносцеву «употребить возможное старание к открытию в форте школы для детей обывателей форта и на первый раз в небольших размерах и с удобоисполнимой программой, состоящей в обучении детей чтению, письму, священной истории и катехизису, а прежде всего общеупотребительным молитвам». Первое казалинское училище было открыто 21 января 1860 года. Посещали его тридцать три учащихся, в том числе две девочки. Обстановка училища была весьма скромная: все помещалось в одной комнате старого здания, вместо классных скамеек и столов были сделанные хозяйственным способом лавки. Также одна большая и несколько малых досок. Учащимся было выдано немного бумаги, чернил и мыла, а книг – ни одной, потому что выписанные учебники еще не прибыли в Казалинск. На обзаведение школы было отпущено 30 рублей. Преподавателю училища, местному священнику, генерал-губернатором вменялось в обязанность, чтобы в программу преподавания входило практическое обучение мальчиков на счетах и первая (начальная) часть арифметики и чтобы в училище были допускаемы дети киргизов, «когда со стороны ордынцев будет на то согласие и желание». После первого выпуска в 1862 году в школу ходили 28 мальчиков.

В сентябре 1863 года казалинская школа была закрыта. Предполагалось, что все ученики перейдут в киргизскую школу, которую вот-вот должны были открыть. Но разные обстоятельства этому мешали. И священник Победоносцев до конца 1865 года вел занятия с учениками у себя на квартире, число его питомцев в октябре 1865 года достигло сорока человек.

Женская школа в Казалинске распахнула свои двери 9 февраля 1861 года. Священник Победоносцев постарался без предварительного разрешения начальства в надежде, что хорошее дело будет одобрено. Школа помещалась в квартире священника, и преподавательницей была дама Кирьякова, близкая родственница Победоносцева. В учебном заведении обучались грамоте, шитью, вязанию и вышиванию 13 девочек в возрасте от 6 до 10 лет. На содержание школы было израсходовано 40 рублей, собранных «по подписке». Закрыта она была в конце 1862 года за отъездом учительницы.

Вопрос об открытии школы для киргизских детей в Казалинске возник в конце пятидесятых годов девятнадцатого века. По этому поводу войсковой старшина Карамышев, отвечавший за порядок среди населения городка, заявлял, что «многие киргизы охотно отдали бы в училище своих сынов, если бы начальству было угодно принять содержание их на счет казны и учить при том татарскому языку».

После переписки с министерством образования, длившейся года четыре, деньги на постройку школы были отпущены и здание к концу 1863 года было готово, но школа по разным причинам не могла быть открыта. Вот что дословно об этом пишет Пашино: «…Первым учителем школы был назначен в апреле 1863 года воспитанник оренбургской киргизской школы Юль-Мухаммед Байджанов, оказавшийся малограмотным и фанатиком. Вследствие отзыва о Байджанове, что он будет стараться не об искоренении фанатизма между киргизами, а о поддержании его, чтобы таким образом войти в расположение киргиз в надежде материальных выгод, к которым он имел большое поползновение, он в апреле 1864 года был удален».

В ноябре 1864 года в Казалинск прибыл другой учитель – Мумин Байдусов из воспитанников той же самой оренбургской киргизской школы, и в конце 1865 года при 6 учениках Байдусов приступил к работе. В его школе обучались и дети русских поселенцев. Сведений о числе учащихся и их успехах в делах не отражено. Но известно, что для учеников-киргизов при школе была ученическая квартира, содержавшаяся на местные средства.

1 января 1872 года школа была преобразована в «…городское двухклассное училище с ремесленными при нем классами, с отпуском из казны на содержание его 2190 рублей в год, а в 1879 году вновь преобразована, уже в трехклассное городское. В 1884 году при училище были открыты вечерние курсы для взрослых туземцев, на которых число слушателей в 1887 году было 16 киргиз». Закрыты курсы были в 1890 году за отсутствием слушателей. Число учащихся в училище в 1882 году было 90, из них 10 киргизов. Затем число учащихся повышалось и доходило до 140, но с закрытием в 1910 году первого класса число учащихся упало до 100, из них 66% – русских, 26% – киргизов, 1 % – евреев и 6% – татар. Русско-туземное училище открыто в 1894 году. Помещалось оно в наемном доме – неудобном и сыром. Число учеников достигало 60, из которых 8% – русских, 60% – киргизов, 20% – татар и 12% – туземных евреев. Преподавателей было два, из них один киргиз. На содержание школы отпускается ежегодно 1858 рублей. Интерната при училище не было.

С 1904 года при училище существуют вечерние курсы для взрослых, число слушателей достигает 20 человек, в большинстве сарты-торговцы. Татарская школа в Казалинске устроена в начале семидесятых годов девятнадцатого века, она была небольшая и помещалась в квартире муллы, после для нее стала наниматься отдельная квартира и был приглашен учитель из Оренбурга.

В 1903 году школа преобразовалась в «новометодный мектеб», и был приглашен для работы второй учитель также из Оренбурга, получивший образование и воспитание в одном из шести тамошних медресе. Кроме того, преподает в учебном заведении и мулла. Курс школы четырехлетний, соответственно чему ученики размещаются в четырех комнатах-классах. Обстановка – европейская. Число учеников достигает вскоре 100 человек, из них 83% – татар, 10% –туземных сартов, 5% –киргизов и 2% – татарских девочек. Содержание училища обходится ежегодно в 700 рублей, из которых 200 рублей расходуется на оплату труда и стол старшего учителя и 180 – младшего. Деньги на содержание училища собираются между прихожанами мечети.

Обучение считается бесплатным, но в действительности родители учащихся по мере сил и возможностей делают подарки учителям деньгами, разными предметами, необходимыми в обиходе. Сартовских школ для мальчиков в начале двадцатого века в Казалинске было даже две, при мечетях. Преподавали там муллы, получая вознаграждение с родителей учащихся деньгами и предметами первой необходимости. Число учеников в этих школах – по 15-20 в каждой.

А вот запись Петра Пашино, сделанная уже после революции, в начале двадцатых годов века прошлого: «…Киргизская школа для мальчиков существует 6-7 лет. Число учащихся достигает 50. Учитель один из киргизов. Преподавание ведется по новому методу. Вводится классная обстановка по европейскому образцу. Учитель определенного содержания не получает, вознаграждается соответственно их средствами. Татарская женская школа помещается в квартире муллы. Преподавательницей состоит жена муллы. Число учащихся достигает 40. Особенное стремление к обучению девочек появилось со времени революции. Учительница вознаграждается приношениями учащихся родителей.

Еврейский хедер существует лет сорок, число учащихся – невелико. Казалинская общественная библиотека имени контр-адмирала А.И. Бутакова открыта 21 ноября 1900 года. Содержится на 300 рублей, отпускаемых городом, членские взносы, пожертвования и сборы с устраиваемых в пользу ее вечеров. Читальных комнат две: из них одна носит название народной. В последнее время начинают посещать библиотеку и татары, обещая принимать участие и в содержании ее».

Если вы заметили, образование в маленьком азиатском городке того времени было поистине интернациональным. С русским и казахским языком обучения (ведь «киргизами» тогда было принято называть и казахов), сартовские школы для детей узбеков-торговцев. Школы татарская и еврейская. Казалинск был тем городом, в котором не возбранялось селиться татарам, прибывшим сюда преимущественно из Оренбурга и Оренбургской губернии. В основном они занимались здесь торговлей и представляли собой сплоченную группу, связанную денежными и религиозными интересами. Вот дословно из документов того времени: «…Татары в Казалинске группируются около фирмы известных оренбургских купцов Хусаиновых, имеющих в киргизских степях миллионные дела. Татары, разъезжая по киргизским аулам с торговыми целями, вместе с тем развозят и массу книг религиозного содержания, преимущественно казанского издания, имея в виду укрепить киргиз в началах мусульманской религии и развить среди них арабскую грамотность».

В 1875 году и в последующие годы, до 1880 года включительно, население города Казалинска пополнилось высланными сюда за неповиновение властям и отказ выполнять воинскую повинность уральскими казаками числом около тысячи человек. Первая партия уральцев была пригнана в Казалинск 28 октября 1875 года. Уральцы были размещены частью по квартирам, а частью в казармах. Они отказывались исполнять какие-либо указания и всегда ходили одетые в несколько халатов и кафтанов, подпоясанные кушаком, как бы готовые к тревоге, к побегу или перемещению.

Когда их спрашивали фамилии, они давали ответы: «Раб Христов». Начальников называли не иначе, как «антихрист», а солдат – «крупа». Петр Иванович Пашино замечал: «…Когда нужно было вывести их из квартир, то они брали друг друга за кушаки, и, чтобы разделить их, употреблялись в дело оренбургские казаки, которые в таких случаях пускали в ход нагайки. Выведенные при помощи нагаек на площадь падали лицами вниз и лежали до тех пор, пока их из этого положения не выводили посредством тех же нагаек и розог. Когда наказывали одного, то поднимался крик:

– Бей и меня, бей и меня!»

Предложено было в 1876 году образовать из уральцев военно-рабочий батальон, но они не желали что-либо делать, а справиться с ними силой было невозможно. В 1880 году к уральцам, поселенным в Казалинске, были привезены их семьи, но ни одна из женщин не желала признавать своего мужа, то же самое делали и мужчины. Тогда власти просто бросили баб с ребятишками на произвол судьбы. Оставленные в покое потихоньку стали переходить к своим мужьям жены или мужья разыскивать своих супружниц и детей. Некоторые уральцы пробовали убегать на родину, но их ловили, нещадно били розгами и везли обратно в Казалинск.

Евреи, выходцы из Бухары или других мест, со времени основания Казалинска также до 1 января 1887 года беспрепятственно здесь селились и обзаводились домами. Затем новый их наплыв администрацией был приостановлен, и наконец в начале 1910 года их осталось здесь на жительстве 25 семейств, которым даны права туземных евреев тем же порядком, что и в Ташкенте. Следующую группу населения Казалинска составляли, как это описывается наблюдательными статистиками по меркам того времени «…сарты и таджики из разных городов и кишлаков Бухарского ханства, сарты из русского Туркестана, узбеки из Хивинского ханства, каракалпаки из Аму-Дарьинскаго отдела и персы, называемые здесь кызыл-башами. В недавнем прошлом, до завоевания Туркестанского края русскими, персы представляли из себя особый вид товара, которого много было на рынках Бухары, Хивы и Ташкента. Персов привозили сюда для продажи туркмены, захватывающие их в плен при набегах на Персию. Их особенно охотно покупали киргизы не только Туркестанского края, но и других областей. Так, например, нам приходилось неоднократно видеть кызыл-башей и их потомство от браков с киргизками в Тургайском уезде, Тургайской области».

Последнюю группу населения дореволюционного Казалинска составляли отсталые люди от разных переселенческих партий приволжских и малороссийских губерний, двинувшиеся в Туркестанский край после голодного 1891 года.

По всеобщей переписи в 1897 году в городе Казалинске населения мужского – 4303, женского – 3282, а всего – 7585 человек.

У филокартистов удалось достать репродукции с фотооткрыток начала двадцатого века, которых в Казалинске было сделано чрезвычайно мало. Сейчас это раритеты. Хлебная площадь, центральная улица, скотный рынок, где по выходным дням перепродавали вьючных верблюдов и лошадей, баранов и волов. Очень долгое время городок и выглядел так, как это видно на открытках – большим аулом. Планомерные ирригационные работы начались здесь в 1879 году, первые фонари-коптилки появились в 1884 году, пожарный обоз в виде двух бочек на арбах был заведен через пару лет и скоро бесславно канул в Лету. Бочки развалились. Их покупали снова за казенный счет в 1909 году и хранили в уездном управлении, чтоб не повторилось недосмотра.

У Казалинска была реальная возможность стать центром огромного края, ведь к 1904 году здесь уже было общественное собрание, через год городок стали приводить в порядок по «ташкентскому образцу». Но судьбе это было неугодно. И сейчас Казалинск все тот же небольшой колоритный многонациональный городок, прилепившийся к железной дороге. Горожане еще помнят, где были купеческие дома, колодцы и школы, где стояла махонькая церковь. Но следы этих зданий остались только в памяти…

Наталья ДЕНИСОВА,

Кызылорда

Казахстанская общенациональная газета "Мегаполис"


Другие статьи по теме:

2. Комплекс "Байконур". Справка
3.
Анекдот про Казалинский кирпичный завод
4.
Жизнь, ставшая легендой...
5.
И даже смерть не помешает выполнить задание…
6.
Новый спецпроект сайта!
7.
Наш паровоз, вперед лети?..
8.
У казахской невесты тоже есть достоинство
9.
«Я думаю на казахском»
10.
На краю света





Источник: http://Газета "Мегаполис"
Категория: KAZALINSK-story | Добавил: Neworld-kz (19.01.2010) E
Просмотров: 2115 | Теги: ОБЩЕСТВО И ЖИЗНЬ, ИСТОРИЯ И ЛЮДИ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ВХОД|КІРУ
ПОИСК|ІЗДЕУ
ВИДЕО
ЧАТ
500
ФОРУМ
СОҢҒЫ КОММЕНТАРИЙ
жездем Жандаулет кокем отырго


Автор и владелец фото Николай Гребнев. Фото сделано в 2013 году 9 мая в городе Казалинске. На фото С...

РУБРИКИ
САЙТ ЖИВЕТ:
СПЕЦПРОЕКТЫ
 
 
Copyright KAZALINSK.kz © 2018-2011. При использовании материалов, гиперссылка на сайт обязательна.