Меню сайта
РУБРИКА|АЙДАР
НОВОСТИ|ЖАҢАЛЫҚТАР [1889]
KAZALINSK-story [37]
Истории, рассказы, статьи о крае и городе
НАШИ ЛЮДИ|БІЗДІҢ АЗАМАТ [38]
О выходцах Казалинского района|Қазалы ауданынан шыққан жандар туралы
ЗАСТЫВШАЯ ИСТОРИЯ [6]
Памятники архитектуры, истории края
ВСПОМНИТЬ ВСЕ|ӨШКЕНДІ ЖАҢҒЫРТУ [20]
Эксклюзивная акция "Вспомнить все", посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ|ӨЗЕКТІ ИНТЕРВЬЮ [6]
Актуальные интервью с знаменитыми и интересными людьми Казалинска|Қазалының қызықты және әйгілі адамдардарымен сұбхат
БИБЛИОТЕКА|КІТАПХАНА [7]
Проза и поэзия казалинцев|Қазалықтардың поэзиясы және прозасы
НАРОДНАЯ ТРИБУНА|ХАЛЫҚ ДАУЫСЫ [6]
Письма читателей | Оқырмандардың хаттары
ФОТОРЕПОРТАЖ [12]
KAZALINSK 150 [3]
Специальный проект, посвященный 150-летию Казалинска Қазалының 150-жылдығына арналған жоба
ИНТЕРЕСНОЕ
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Праздники Казахстана
КУРСЫ ВАЛЮТ
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
АУА РАЙЫ|ПОГОДА
АУА РАЙЫ| ПОГОДА
АФИША
Сегодня на экранах
ФОТОАЛЬБОМ
СТАТИСТИКА
СТАТИСТИКА
ПУБЛИКАЦИИ
Главная » Статьи » KAZALINSK-story

В тылу как в бою

Я помню те годы: начало Великой Отечественной войны. Тогда я был совсем юным. Окончив школу ФЗО №36, что находится на станции Новоказалинск, я, как и другие мои сверстники, пришел в локомотивное, тогда его называли паровозное, депо. В депо состоялся митинг о начале войны. Многие деповчане добровольцами ушли на фронт. Вся тяжесть на производстве легла на плечи тех, кто остался в тылу.

 

В депо ремонтировали паровозы. Ремонтники трудились за себя и за тех, кто ушел на фронт. Лозунг был один: «Все для фронта, вся для Победы». В цехах не хватало людей. Помню, в секционном цехе работали в основном совсем молодые 16-17-летние девушки, аксакалы в преклонных годах, на помощь ремонтникам привлекали паровозные бригады. Срочно были организованы курсы подготовки помощников машинистов, кочегаров из числа женщин. Известны случаи, когда в поездных бригадах кочегарами работали девушки. Работа очень тяжелая, но они не считались ни со временем, ни с трудностями. Были рейсы, когда поездные бригады расстояние от Казалинска до Саксаульска в 180 километров преодолевали за 25 часов. Какой изнурительный, тяжелый труд! Голодный, холодный. Поезда сопровождали и вели машинисты, помощники машинистов, кочегары, главные и старшие кондукторы, да еще стрелки военизированные. И люди выполняли свой долг, работали не покладая рук.

 

В 1942 году в депо Казалинск был сформирован специальный поезд. Он должен был отправиться на фронт с углем. В состав поездной бригады вошли машинисты Иван Чекурин, Сергей Денисов, Павел Широков, Василий Свинолупов, машинист–инструктор Федор Поличко. Политруком поезда назначили Лаврентия Николаевича Гудкова. Задание бригада выполнила успешно. За его выполнение члены этой локомотивной бригады награждены денежными премиями, а политрук Гудков - орденом Трудового Красного Знамени. Война диктовала свои правила не только на фронте, но и в тылу. Требовалась перестройка работ на военный лад. Не хватало людей, не хватало паровозов. Организовали так называемую турную езду. Что это значит? Это значит, в то время, когда одна локомотивная бригада в пути, члены другой отдыхали в теплушках–вагонах, прицепленных к подвижному составу. В то время пропускная способность поездов была очень незначительной. На рейс только в один конец уходило больше суток. Бригады были подобраны из лучших опытных работников. Среди них были такие профессионалы своего дела, как Алексей Багрянов, Василий Маснянкин, Федор Поличко, Александр Бойченко и Лаврентий Гудков. В годы войны машинистов–инструкторов именовали начальниками колонны. Им были предоставлены большие права в решении хозяйственных и кадровых вопросов. Они имели права перемещать членов бригады, назначать работников внутри колонны, обучать людей ремонтному делу, вождению поездов. Передовые машинисты, их помощники работали четко, слаженно, организованно. Например, текущий ремонт локомотивов они выполняли сами, даже в условиях оборотных депо. Пробег паровозов доводили без ремонта до 45-50 суток, вместо десяти. За этим стоит напряженный, самоотверженный труд, инициатива, патриотический настрой людей. Сутками из цехов не выходили ремонтники, эксплуатационники, руководители депо Евгений Михайлович Елховиков, его заместители Лаврентий Гудков, Михаил Эрдман.

 

О начальнике депо Казалинск Евгение Елховикове хочется сказать особенно. Автор этих строк знал его в годы военного времени. Знал и восхищался его энергией, деловитостью, требовательностью к себе и другим. У него были большие связи, причем деловые, не только с железнодорожниками, автомобилистами, авиаторами, но и работниками сельского хозяйства. Как сказал выше, в годы войны Евгений Михайлович работал начальником локомотивного депо. Тогда все железнодорожники носили формы, погоны на плечах, что повышало ответственность, призывало к порядку, организованности, исполнительности. У Евгения Михайловича были погоны директора-подполковника. Он хорошо знал жизнь рабочих, потому что вышел из их среды. Долгие годы он был котельщиком, бригадиром котельного цеха, кочегаром, помощником машиниста паровоза. - Был рабочим и остаюсь им, - часто говорил он. В годы войны, как известно, не хватало хлеба, топлива и многого другого. В таких случаях Елховиков делал, казалось бы, возможное и невозможное, чтобы обеспечить производство и работников депо всем необходимым. Помнится такой случай. Надо было расширить один из цехов депо, но не было ни досок, ни кирпича. В соседних хозяйствах – в колхозах им. Г. Муратбаева и «Кзыл-Ту» — такие материалы были, правда, в незначительном количестве. Елховиков обратился за помощью к колхозникам. Председатели этих хозяйств Онталап Жарылкасынов и Кашакбай Примов откликнулись: - Мы вам дадим кирпич, цемент, доски и еще кое-что, но вы нам помогите в ремонте тракторов, автомашин, комбайнов. На том и договорились. Такая взаимовыручка в годы войны была обыденным явлением. Ведь железнодорожники и работники сельского хозяйства делали общее дело: трудились во имя Победы. Долгие годы Евгений Михайлович работал начальником Кызылординского отделения дороги, не­однократно избирался членом бюро Казалинского райкома партии, членом Кызылординского обкома партии, депутатом районного и областного советов. В военные годы трудности в тылу ощущались на каждом шагу, особенно при ремонте паровозов, не было запасных частей, других материалов. Пришлось в депо за короткий срок организовать литейный цех: в местных условиях отливали буковые подшипники, всевозможные вкладыши, формовки и различные детали. Не было пряжи для масляных фильтров паровоза. Надо было искать пути для решения вопроса. Выход был найден Михайлом Витольдовичем Эрдманом. Вот один из примеров. Для шерстяного фильтра надо было что-то найти. Без этих мелочей паровозы невозможно отправить в рейс. Что же делать? - Надо использовать вместо шерстяного фильтра кугу, которая в достатке растет вдоль арыков и каналов, - предложил Михаил Витольдович. Предложение после долгих раздумий приняли. Всем известно, что паровозы отапливаются углем, а чтобы его разжечь – нужны дрова. Тогда Иван Лаврентьевич Разумов предложил вместо дров использовать камыш. В депо для заготовки куги и строительного камыша организовали бригады. Эта инициатива нашла поддержку и в других депо Оренбург­ской железной дороги. А депо Казалинск в то время подчинялось именно этой дороге. Вот интересный документ тех лет, который хранится в музее этого же депо: «Секретарю Казалин­ского узлового парткома тов. Разумову.

 

С удовлетворением отмечаем серьезную работу, проводимую командирами Казалинского узла и узловым парткомом по изысканию и использованию внутренних ресурсов в организации взаимопомощи предприятий узла в изготовлении запасных частей. НКПС уверен, командиры и партработники узла будут и дальше работать по изысканию и максимальному использованию внутренних ресурсов, по обеспечению слаженной, бесперебойной работы узла, отдавая все силы и энергию, для оказания помощи армии и в разгроме фашистских захватчиков. Заместитель Наркома пути Кучеренко, заместитель начальника полит­управления НКПС Ястребов».

 

Шайхислам СЕРИКБАЕВ,

ветеран труда, почетный железнодорожник СССР,

почетный деятель Кызылордин­ской области.


Фото с сайта ruzgd.ru

Другие статьи по теме:

1. Школа сартовская, женская, мектеп…
2.
А знаете ли вы, что Казалинский район - самый северный рисосеющий регион в мире
3. Комплекс "Байконур". Справка
4.
Анекдот про Казалинский кирпичный завод
5.
И даже смерть не помешает выполнить задание…


Источник: http://Газета "Кызылординские вести"
Категория: KAZALINSK-story | Добавил: Neworld-kz (21.01.2010) E
Просмотров: 1622 | Теги: ИСТОРИЯ И ЛЮДИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ВХОД|КІРУ
ПОИСК|ІЗДЕУ
ВИДЕО
ЧАТ
500
ФОРУМ
СОҢҒЫ КОММЕНТАРИЙ
жездем Жандаулет кокем отырго


Автор и владелец фото Николай Гребнев. Фото сделано в 2013 году 9 мая в городе Казалинске. На фото С...

РУБРИКИ
САЙТ ЖИВЕТ:
СПЕЦПРОЕКТЫ
 
 
Copyright KAZALINSK.kz © 2018-2011. При использовании материалов, гиперссылка на сайт обязательна.